Проект «Медицинский класс» создан на основании договора о сотрудничестве между НГМУ, ГКБ№2 и Лицеем №113. Договор подписан 02.09.2019. Была проведена большая предварительная работа, встречи с родителями и учащимися 9-х и 10-х классов (собрание 13 апреля 2019 г.). В начале 2019-2020 учебного года принят план работы по данному проекту. Он включает посещение различных лабораторий, отделений, операционных на базе ГКБ№2. Экскурсии в НГМУ: анатомический музей, аттестационно-симуляционный центр. Работу в качестве волонтеров при проведении различных мероприятий на базе поликлиники и больницы №2.
В 2021-2022 учебном году открыт специализированный класс медицинской направленности. Куратор медицинского класса учитель биологии Нина Ивановна Вышинская.
Большинство из учащихся планируют связать свою жизнь с медициной. Знакомство с работой поликлиники, лабораторий, различных отделений больницы поможет учащимся правильно и осознанно выбрать профессию.
Интерактивное мероприятие "МедКласс" от Сибирского государственного медицинского университета
15 апреля, в Новосибирске прошло бесплатное интерактивное мероприятие «МедКласс» от СибГМУ для школьников 8-11 классов.
МедКласс в Новосибирске — это интерактивный город профессий от одного из ведущих медицинских ВУЗов - Сибирского государственного медицинского университета. Здесь обучающиеся смогут примерить на себя конкретную специальность и понять, насколько она близка ему ещё до поступления в ВУЗ.
Мероприятие прошло в формате мастер- классов по станциям медицинских специальностей для учащихся медицинских классов, интересующихся медициной, психологией или менеджментом. В мероприятии приняли участие обучающиеся 10- 11 классов нашего лицея.
На мастер- классах была возможность попробовать себя в качестве главного врача, психолога, хирурга, стоматолога, фармацевта или микробиолога и примерить на себя конкретную специальность и понять, насколько она близка, ещё до поступления в ВУЗ! Ребята с интересом прошли различные станции, став непосредственными участниками их.
Предлагаю Вашему вниманию отзывы некоторых участников мастер- класса из 10Б класса:
«На мероприятии мне очень понравилась станция «Хирургия». Нас познакомили с настоящими хирургическими инструментами, дали возможность познакомиться с принципом их использования. Самым интересным была практика наложения узла на кожу. Этот опыт запомнится мне надолго. Также хочу отметить станции «Кардиология» и «Психология»»
Калошин Максим
«На мероприятии мне понравилась станция «Психология». Нам рассказали, как правильно распределять своё рабочее время, не перегорать эмоционально»
Руских Марина
«Всё было классно! Каждая станция была оснащена материалами в соответствии с тематикой направления. Преподаватели, ведущие станций, были очень доброжелательны и интересно рассказывали про свои науки»
Долгих Денис
«На мастер- классах я научилась накладывать хирургические швы и завязывать хирургические узлы. Послушала лекцию психолога. Мне очень понравилось»
Мария Минакова
«Очень понравились лекции по хирургии, психологии и фармацевтике. Я узнала много нового. Научилась готовить микропрепараты и накладывать швы.»
Колбина Мария
«Мне очень понравилась станция «ЭКГ», где нам подробно рассказали про процедуру снятия электрокардиограммы, объяснив, как правильно ставить прибор и расшифровывать запись кардиограммы».
Домке Тамара
«Очень понравилась организация мероприятия. Всё было максимально, уважительно, культурно.»
Дмитрий Казанцев.
Куратор медицинских классов Н.И. Вышинская
Экскурсия в ГБУЗ НСО «ГКБ № 2»
31 января 2023 года состоялись экскурсии медицинских (8В и 11А) классов в лаборатории поликлинического отделения ГБУЗ НСО «ГКБ № 2». Организовала экскурсии куратор по взаимодействию с медицинскими классами МБОУ Лицей № 113 Климчук Татьяна Владимировна- заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №2». Курировала проведение экскурсий старшая медицинская сестра Ольга Викторовна. С одиннадцатым классом проводила экскурсию Оксана Ивановна и специалисты лабораторий, которые провели обзор биохимических лабораторий, принципы работы, обзор оборудования, трактовка полученных результатов, занесение в систему БАРС. С огромным интересом ребята познакомились с технологией приёма и обработки анализов. Было задано огромное количество вопросов по процедуре приёма, обработке различных анализов крови и других биологических жидкостей. В цитоморфологической и цитогенетической лабораториях ребята узнали о цитогенетическом исследовании костного мозга, где с помощью микроскопа происходит определение специфических хромосомных перестроек, что позволяет правильно выбрать протокол лечения, отслеживать результаты терапии костного мозга. Учащихся 8В класса знакомили с региональным онкологическим центром. Был проведён обзор МРТ томографа, УЗИ аппарата экспертного класса, принципы работы техники, трактовка результатов. Экскурсия была очень интересной и познавательной. Упор был на онкологическое отделение, но нам показали не только процедурные кабинеты, но и аппараты исследований. Мы смогли застать КТ- исследование пациента и работу лаборантов с полученными снимками.
Больше всего запомнился огромный аппарат МРТ. Мы смогли пройти в специально отведенную комнату для этого аппарата и вблизи увидеть его. Также мы смогли пообщаться с мед.персоналом, которые отвечали на интересующие нас вопросы и рассказывали про исследования. Последним нашим пунктом стали кабинеты эндоскопии. Нам рассказали о видах этой процедуры и способах её проведения.
Экскурсия всем очень понравилась, мы бы очень хотели посетить эту поликлинику ещё раз.
Вышинская Н.И. – куратор медицинских классов
Кузнецова Е.В. – классный руководитель 8В класса
Межрегиональный творческий конкурс "Российская школа фармацевтов"
Стартовал новый, восьмой сезон Межрегионального творческого конкурса для старшеклассников Российская Школа Фармацевтов, в который, заявки для участия в подали около 600 учебных заведений из 75 регионов нашей страны. Среди них и обучающиеся 10Б (химико- биологическая группа) нашего лицея.
Российская Школа Фармацевтов – это профориентационная олимпиада для 10-х классов общеобразовательных школ и студентов 1 курсов среднеспециальных учебных заведений (на базе 9 классов). Организаторы – Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет (СПХФУ), старейший отраслевой вуз страны, и Медико-биологический научно-производственный комплекс «Цитомед» (МБНПК «Цитомед»), отечественная фармацевтическая компания полного цикла.
Основная цель конкурса – помочь старшеклассникам осознанно выбрать направление дальнейшего образования и будущую профессию. За 7 лет существования проекта (с 2015 года) в нем приняли более 17 000 ребят, и очень многие из них решили связать свою жизнь с фармацевтикой именно после участия в РШФ.
Главный приз для трех финалистов – бесплатное обучение в СПХФУ или именная стипендия в случае самостоятельного поступления. Конкурс внесен в перечень олимпиад Минпросвещения, поэтому все участники финала получают бонус при поступлении в СПХФУ: +10 баллов к ЕГЭ. Для участников отборочных туров и педагогов-координаторов предусмотрены дипломы и благодарственные письма.
Конкурс проходит в 3 этапа. Первый тур (на базе учебного заведения участника) состоит из отборочного теста по химии и профориентационной игры «Кто хочет стать фармацевтом?». Второй тур предполагает онлайн-тестирование по математике, химии и биологии. Двухдневный финал (третий тур) проводится очно в Санкт-Петербурге на базе СПХФУ.
Сроки проведения I этапа: 01 декабря 2022 — 12 февраля 2023 гг.
В нашем лицее тест по химии по трём вариантам писали ребята 20 декабря. В нём приняли участие 12 человек. 5 учащихся, набравших больше всего баллов, это Баранов Павел, Казанцев Дмитрий, Калошин Максим, Сергиенкова Диана и Цапко Павел состязались в игре, которая состоялась 16 января. Игра для участников оказалась непростой. Им потребовались основательные знания по химии и биологии. К сожалению, ни одному из участников не удалось преодолеть все тернии заданий игры и стать победителем. В финал вышли два человека: Баранов Павел и Калошин Максим, набравшие соответственно 250 000 и 64 000 баллов. Им предстоит участие во втором туре игры, который предполагает онлайн тестирование по математике, химии и биологии. Пожелаем им удачи!
Куратор медицинских классов: Н.И.Вышинская
25 октября состоялась экскурсия 10Б (химико- биологическая группа) в лаборатории поликлинического отделения городской клинической больницы №2, с которой в рамках проекта «Медицинский класс» заключён договор партнёрских взаимоотношений. Экскурсию организовала куратор ГКБ № 2 Климчук Татьяна Владимировна. Проводила экскурсию Литвищенко Оксана Ивановна- фельдшер- лаборант высшей категории.
Клинико-диагностическая лаборатория, которую посетили обучающиеся, включает в себя:
1. Клинический раздел, в котором экскурсовод рассказала о том, как и для чего делается анализ крови пациентов с помощью гематологического анализатора «МЕК 8222» с использованием программного обеспечения. На базе поликлинического и стационарного отделений Городской клинической больницы №2 выделен цитологический раздел лабораторной диагностики, в котором проводятся исследования для выявления признаков нарушения дифференцировки эпителия, цитологическая диагностика онкологических заболеваний.
2. Биохимический раздел, в котором осуществляется анализ крови на гепатит и ВИЧ. Специалист показала и рассказала, как это выполняется на автоматический биохимический анализаторе «Sapphire 500». Его производительность 580 тестов в час. Выполняет широкий спектр исследований: белкового, липидного, углеводного обмена, ферменты, субстраты, электролиты и микроэлементы, обмен железа, определение специфических белков. Ребята завораживающе смотрели, как работает автомат, начиная с подготовки пробирки и заканчивая утилизацией материала.
3. Лаборатория гемостаза, в которой автоматизированный прибор коагулогический анализатор крови, способный определять следующие тесты: Протромбиновое время, АЧТВ, фибриноген, тромбиновое время , факторы VII, VIII, AT-III, протеин C, D-димер, волчаночный антикоагулянт.
4. Цитоморфологическая и цитогенетическая лаборатория. Специалист лаборатории Калиниченко Оксана Анатольевна рассказала о цитогенетическом исследовании костного мозга (назначают пациентам с различными видами злокачественных заболеваний в органах системы кроветворения, где с помощью микроскопа происходит определение специфических хромосомных перестроек, что позволяет правильно выбрать протокол лечения, отслеживать результаты терапии костного мозга.
5. Лаборатория ИФА, которая отвечает современным требованиям . В ней выполняются следующие виды исследования: определение гормонов щитовидной железы, онкомаркеры, скрининг инфекционных заболеваний. Во многих случаях цитогенетического исследования бывает недостаточно для уточнения гематологического диагноза и мониторинга. Для выявления генетических изменений, происходящих на молекулярном уровне, стандартное исследование дополняют методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH), при котором ведется прицельный поиск уникальных хромосомных перестроек.
Как всегда, у ребят была масса вопросов по каждой лаборатории, на которые грамотно и терпеливо отвечали специалисты лабораторий. Нас приятно удивила доброжелательность и внимательное отношение всех работников посещённых лабораторий, не смотря на их занятость. Ведь мы вторглись в пределы их рабочего пространства и они нашли время, отложив свои исследования, провести интереснейшую экскурсию для обучающихся! Надеюсь, что эти знания будут востребованы ребятами.
Куратор проекта «Медицинский класс» Вышинская Н.И.
В 2022-2023 учебном году Лицей продолжает участие в проекте «Медицинский класс». Успешно пройдя конкурс у нас открыт 8В медицинский класс. Также в проекте участвует 10 Б класс- химико- биологическая группа. Работа классов осуществляется согласно плану взаимодействия с партнёрами проекта.
11А класс продолжает обучение второй год в медицинском колледже по программе дополнительного образования «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» К ним в этом году присоединился 10Б класс.
20 октября обучающиеся 10Б класса прошли практикум в НИИТПМ-филиале ИЦиГ СО РАН по теме «Клиническая диагностика пациентов». Практикум проводили специалисты института- Анастасия Петровна и Валентина Валентиновна. В НИИТПМ выполняется более 200 видов лабораторных, функциональных и УЗ-исследований. Ребята познакомились с самыми простыми приёмами исследования.
В ходе практикума они освоили следующие приёмы диагностики:
1. Измерение давления крови с помощью механического тонометра. Валентина Валентиновна рассказала о методике измерения давления, его норме и отклонениях, а затем ребята измеряли давление друг у друга.
2. Измерение мышечной силы с помощью динамометра. Динамометрия — это важный элемент антропометрии. Благодаря показателям абсолютной и относительной величины силы производится оценка степени физического развития человека. Показания таких измерений используются, например, в неврологии при обследовании заболеваний, которые могут сопровождаться мышечной слабостью. Измерив силу своих мышц и сопоставив данные с таблицей ребята смогли определить степень силы своих мышц и узнать, соответствует она норме или есть отклонения.
3. Измерения толщины кожной складки. Эту диагностику обучающиеся проводили с помощью калипера - прибора для измерения толщины кожной складки. Метод - калипометрия, основан на предположении, что увеличение подкожной жировой ткани пропорционально увеличению общего количества жира в организме. Точность измерений в пределах 3,5-4%.
4. Пульсоксиметрия- исследование для контроля уровня кислорода в крови.
Прибор пульсоксиметр считывает у человека 2 показателя:
- частоту сердечных сокращений (ЧСС);
- сатурацию (насыщенность артериальной крови кислородом).
Прибор пульсоксиметр измеряет насыщенность кислородом на капиллярном уровне. Для этого портативный прибор закрепляют на фалангу пальца, реже - на мочку уха. Он измеряет объем капиллярной крови красного цвета, определяет пики кровяного давления и на основании этих данных выводит частоту пульса и объем кислорода в крови. Было установлено, что насыщенность кислородов у ребят в норме, а вот пульс у некоторых превышал норму. Возможно это связано с некоторым волнением, которое испытывали они.
Валентина Валентиновна пояснила, что есть определенные нюансы, которых следует придерживаться до процедуры, что позволяет получить более точные данные.
До пульсоксиметрии не следует принимать успокоительные и снотворные препараты, стимулирующие вещества или транквилизаторы.
За 4-5 часов до снятия показателей не рекомендуется курить, пить спиртные напитки, а также кофе или крепкий чай.
Не наносить на место прикрепления датчика крема или другие косметические средства, так как они нарушают светоотражающие свойства кожи.
Если измерение проводится в ночное время, то последний прием пищи желателен минимум за 3 часа до отхода ко сну.
Также она ответила на вопросы ребят и развеяла миф о том, что, если на ногти нанесёт гелевый лак, то пульсоксиметрия невозможна. В приборе стоит два датчика считывания: нижний и верхний, что позволяет определять показатели. Только в случае, если нанесён лак, определение происходит более медленно.
5. Электрокардиография- методика регистрации и исследования электрических полей, образующихся при работе сердца.- ценный метод электрофизиологической инструментальной диагностики в кардиологии. Анастасия Петровна объяснила методику обследования. Была приведена забавная запоминалочка, как правильно накладывать электроды (КЖЗЧ- каждая женщина злее чёрта), а затем ребята с её помощью сделали несколько кардиограмм друг на друге. После этого специалист пояснила, как расшифровывается электрокардиограмма и какие отклонения в работе сердца может установить по ней специалист.
6. Определение индекса массы тела по росто- весовому коэффициенту (индексу Кетле)- величине, позволяющей оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно судить о том, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Измерив рост и вес и с помощью специальной программы в телефонах ребята определили свой индекс массы тела.
Индекс массы тела
Соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее
Выраженный дефицит массы тела
16—18,5
Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5—25
Норма
25—30
Избыточная масса тела (предожирение)
30—35
Ожирение 1 степени
35—40
Ожирение 2 степени
40 и более
Ожирение 3 степени
Ребята с большим интересом участвовали в обследовании, задавали специалистам массу вопросов. Состоялась полезная, продуктивная работа, которая, несомненно, важна не только для расширения кругозора, но и для их дальнейшего самоопределения и профессионального выбора.
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА МЕДИЦИНСКОГО КЛАССА
Профильная смена такого формата в нашем лицее- первый опыт и надеюсь, он был успешным.
В известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и ребятам и тем, кто будет организовывать её, было очень здорово. Программу смены составила Гурова М.А. – педагог дополнительного образования, а помогали реализовать педагоги Сидорова Г.М., Вышинская Н.И. , медсестра лицея Журавлёва Л.В. и кураторы учреждений, с которыми сотрудничает лицей в рамках проекта «Медицинский класс». Задача педагогов и кураторов- сделать это время для ребят интересным и незабываемым. Мы старались это реализовать. Ведь это время снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Программа была разнообразной. Это и практикумы: по неорганической химии, десмургии, приёмам оказания первой медицинской помощи, «Безопасное Лето» и т.лд. Увлекательным был медицинский квиз, состоящий из 4 раундов, где ребятам предстояло показать свою осведомлённость в истории медицины, заболеваниях и их лечении и многих- многих других вопросах. Здесь лучшим была команда во главе с капитаном Макаровой Ириной.
Совершили мы экскурсию и в НИИТПМ-филиала ИЦиГ СО РАН, где врач рентгенолог Анастасия Викторовна провела экскурсию по рентгенологическому и магнито- резонансному исследованиям. Одна из учениц отважилась стать виртуальной клиенткой и «пройти» обследование на магнито- резонансном томографе.
В ходе смены ребята два дня проходили практику в на базе ГКБ №2, где они работали в разных отделениях. Мирошниченко Артёма и Подлепина Вадима так увлекла работа в хирургическом отделении, что они уговорили Климчук Т.В., куратора по сотрудничеству больницы с лицеем, которая разрешила им работать целую неделю. Их восторгу не было предела.
Приняли участие ребята как зрители и в финале конкурса «Врач года», состоявшемся накануне Дня медицинских работников в КК имени В.В. Маяковского, где были подведены итоги и объявлен победитель 2022 года. Им стал Кривошеенко Николай Владимирович - детский хирург ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница».
Закончилась профильная смена военно- медицинской эстафетой, в ходе которой три команды проходили 5 этапов.
На станции «Медицина в поле» ребятам предстояло ответить на вопросы о способах лечения и использовании народных средств и лекарственных трав в полевых условиях.
Станция «Зона опасного заражения» была одной из сложных для ребят. Им предстояло по сигналу «Газы» надеть сумку с противогазом, пройти тоннель по коридору второго этажа лицея до противоположной стены, где их ожидало следующее задание по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, надеванию на него противогаза и транспортировки на руках. Оценивалась правильность надевания противогаза и время прохождения “зоны опасного заражения”, оказание 1 помощи и транспортировка. На данном испытании учитывалась правильность наложения шины; время, затраченное на оказание помощи; правильную транспортировку и бережное отношение к пострадавшему. Все команды достойно справились с заданием.
На станции «Десмургия» предстояло наложить повязку по определённому заданию. Учитывалась правильность последовательности действий, скорость и чёткость выполнения. На этой станции разные команды получили от 1 до 5 баллов. Кто- то торжествовал, а кому- то пришлось задуматься, как нужно действовать в экстремальных условиях.
На станции «Умение обращаться с оружием», где предстояло разобрать и собрать автомат показали своё умение не только юноши, но и девушки: Подоскина Софья и Шевченко Елена. Оценивалось время и правильность сборки автомата. Здесь равных не было Подлепину Вадиму. Он выполнил задание за 24 секунды при норме в 33.
На станции «Выносливая» один участник команды прыгал на скакалке максимальное количество раз за 1 минуту. Здесь поразил всех Арутюнян Вано. Если остальные участники прыгнули за минуту в пределах 150-160 раз, он это сделал 260 раз!
На станции «Интеллектуальная» ребята разгадывали кроссворд на медицинскую тематику.
Жюри по маршрутным листам подсчитывают очки, набранные отрядами, заполняют дипломы и сертификаты, подводя итоги и директор лицея Ануфриева Т.В. вручила грамоты капитанам команд, поздравила ребят с успешным окончанием учебного года, который был насыщенным, плодотворным. И конечно, командное фото на память о проведённой профильной смене!
Впереди каникулы и… заключительный, финальный этап следующего года, когда ребятам предстоит большая, напряжённая работа и главное, окончательно определиться с выбором будущей профессии.
Удачи Вам мои, дорогие!
Куратор медицинского класса Н.И. Вышинская
В МБОУ Лицей № 113 состоялась 1-я отчетная конференция медицинских классов «Старт в медицину».
«Путь в тысячу верст начинается с первого шага». Эта фраза, приписываемая китайскому мудрецу Лао- цзы означает, что любое сложное дело начинается с малого. Вот и Лицей №113 сделал свои первые шаги в направлении реализации регионального проекта «Медицинский класс», который был создан в 2019 году на основании договора о сотрудничестве между НГМУ, ГКБ№2 и Лицеем № 113. И уже в 2021-2022 учебном году в лицее был открыт специализированный класс медицинской направленности.
31 мая 2022 года в МБОУ Лицей № 113 состоялась 1-я отчетная конференция медицинских классов «Старт в медицину» по теме «Реализация предпрофильного и профильного обучения медицинского направления для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности», на которой были подведены промежуточные итоги работы за период с 2019 по 2022 годы и определены новые ориентиры в сфере сотрудничества и развития в данном направлении.
На конференции присутствовали обучающиеся, родители, педагоги и почетные гости:
Сысоева Ирина Михайловна- начальник отдела образования администрации Дзержинского района города Новосибирска;
Бакулин Константин Александрович- проректор по воспитательной и социальной работе НГМУ;
Директор новосибирского медицинского колледжа Пилипенко Алексей Николаевич, врач высшей категории, канд.мед.наук
Координатор направления «Профориентация школьников в медицину» Регионального отделения Новосибирской области Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" Вадим Евгеньевич Дернов.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор МБОУ Лицей №113 Ануфриева Татьяна Викторовна, отличник просвещения РФ. В своем выступлении Татьяна Викторовна акцентировала внимание слушателей на этапах развития медицинского направления в ОУ, отметила, что главный акцент Лицей № 113 ставит на формировании у школьников практических навыков, которые помогут освоиться в выбранной профессиональной сфере. Ведь в настоящее время у ребят есть возможность выбрать перспективные и интересные профессии, связанные с медициной.
Последующие выступления докладчиков позволили продемонстрировать объем осуществляемой деятельности лицея по направлению «медицинский класс», ее результативность. Так, например, Нина Ивановна Вышинская, учитель высшей категории, куратор проекта «Медицинские классы», представила опыт реализации профориентационной работы в специализированном 10 «А» классе. А ее содокладчик Подоскина Софья, обучающаяся 10 «А» (медицинского) класса, рассказала о практикумах в НИИ терапии и профилактической медицины.
Гурова Марина Анатольевна, учитель высшей категории, педагог дополнительного образования выступила по теме «Содержание и организация работы внеурочного курса " Медицина-мой выбор", а ее содокладчик Полухина Валерия, обучающаяся 10 «А» (медицинского) класса, поделилась впечатлениями об участии школьной команды в межрегиональном медицинском турнире школьников.
Кроме того, Фалина Юлия Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель высшей категории познакомила участников и гостей конференции с особенностями формирования учебного плана и плана внеурочной деятельности МБОУ Лицей №113.
Вадим Евгеньевич Дернов, координатор направления «Профориентация школьников в медицину» Регионального отделения Новосибирской области Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" осветил деятельность волонтерского отряда МБОУ Лицей № 113 и наградил самых активных волонтеров грамотами.
Сысоева Ирина Михайловна- начальник отдела образования администрации Дзержинского района города Новосибирска поддержала участников конференции. В своем выступлении Ирина Михайловна отметила, проект «Медицинский класс» - один из инновационных, нужных, интересных проектов в современном школьном образовании, как и другие проекты профильных классов в Новосибирске. И поблагодарила педагогический коллектив лицея и лично директора Татьяну Викторовну Ануфриеву за качественно проделанную работу в данном направлении и достигнутые результаты.
В ходе реализации регионального проекта «Медицинский класс» МБОУ Лицей № 113 осуществляет сотрудничество с такими организациями как ФГБОУ ВО «НГМУ», ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, ООО «Медицина», НИИТМП-филиал ИЦиГ СО РАН, ГБУЗ НСО «ГКБ №2», ГБУЗ НСО «ГП №17» и др. На отчетной конференции партнерам лицея были вручены благодарственные письма и специальный выпуск лицейской газеты «Элемент 113», посвященный реализации проекта «Медицинский класс» в МБОУ Лицей № 113. С ответным словом выступили Бакулин К.А, Пилипенко А.Н., Петровская А.В. Наши партнеры отметили важность реализации такого рода проекта, значимость осуществляемой совместной деятельности, поблагодарили педагогов, дали напутствия ребятам и родителям.
Вниманию участников конференции также был предложен к просмотру небольшой видеосюжет о деятельности медицинского класса, в том числе и фрагменты практических занятий на площадках медицинских учреждений, которые дают возможность обучающимся нашего лицея знакомиться с профессиональными действиями медицинских работников, осваивать на практике высокотехнологичное медицинское оборудование и многое другое.
«Мы учимся не для школы, а для жизни» - вот девиз медицинского класса и, хотя отчетная конференция МБОУ Лицей №113 «Старт в медицину» прошла, наша работа продолжается, впереди нас ждут новые знания и новый опыт, новые трудности и новые победы.
Зам.директора по НМР Т.Ю. Голубева
Практикум по определению групп крови и резус-фактора
15 апреля учащиеся 10А медицинского класса провели очередной практикум на базе института цитологии и патологии терапии. В этот раз ребята определяли свою группу крови и резус-фактор.
Практикум проводили кмн Шрамко Виктория Сергеевна и фельдшер-лаборант Наталья Петровна Кондрашина. Виктория Сергеевна напомнила ребятам об истории открытии групп крови и значении знаний о них и резус-факторе в практической жизни человека. Выяснилось, что не все ребята знают свою группу крови и резус-фактор, и конечно же, им очень хотелось выяснить их у себя.
Существуют различные методики определения групп крови. Мы на практикуме определяли свою группу методом поликлонов. Ребятам объяснили сущность данной методики и алгоритм действий.
Определение групп крови цоликлонами осуществляется в реакции агглютинации. Цоликлоны представляют собой солевые растворы моноклональных антител для обнаружения антигенов эритроцитов человека. Каждый реагент строго специфичен соответствующему антигену. Алгоритм определения группы крови AB0 и резус-фактора цоликлонами облегчает и стандартизирует процедуру типирования. Позволяет однозначно интерпретировать результат реакции антиген/антитело. Для каждого исследования по системе AB0 достаточно одной серии реагентов. Первичное определение резус-фактора цоликлонами Анти-D-Супер (Анти-D IgM) осуществляется в реакции прямой агглютинации. Реагент представляет собой моноклональные IgM антитела человека. Агглютинирует эритроциты с антигеном D, ослабленным Du и частичными вариантами DI - DV, DVII. Положительный результат проявляется в образовании явно различимых агглютинатов и просветлении поля реакции. Не вызывает агглютинацию D-отрицательных эритроцитов и кровяных телец с антигеном DVI. Объектом исследования была цельная кровь учащихся.
После проведённого инструктажа ребята приступили к практикуму. Работали в парах. Для этого добавили в подписанные лунки с реагентами Анти-A, Анти-B, Анти-AB по одной капле дистиллированной воды. Затем проколов палец, добавили по капле крови рядом с реагентом в каждую лунку. После чего в каждой из лунок отдельной стерильной стеклянной палочкой смешали моноклональный реагент с кровью. Плавно покачивая планшет подождали 2,5- 3 минуты. Затем провели визуальную оценку результатов реакции в каждой лунке. Результат реакции свидетельствует об обнаружении соответствующего агглютиногена.
Таблица результатов типирования крови с помощью цоликлонов.
Групповая принадлежность
Моноклональный реагент
Анти-A
Анти-B
Анти-AB
0(I)
-
-
-
A(II)
+
-
+
B(III)
-
+
+
AB(IV)
+
+
+
Отрицательный результат реакции во всех трех лунках свидетельствует об отсутствии агглютиногенов. Группа: 0(I).
Агглютинация с Анти-A и Анти-AB говорит о наличии агглютиногена A. Групповая принадлежность: A(II).
Реакция в лунках с Анти-B и Анти-AB указывает на наличие антигена B. Групповая принадлежность: B(III).
Реакция во всех трех лунках говорит о присутствии обоих антигенов. Группа: AB(IV).
По тест- контролю ребята узнали сою группу крови и резус-фактор. Эмоции были очень яркие! Были выявлены у двух представительниц прекрасного пола очень редкие сочетания групп крови и резус-фактора (первая резус- отрицательная).
После практикума была проведена лекция по методике секвенирования крови с помощью специальной компьютерной программы по определённой технологии. Секвенирование – это считывание последовательности нуклеотидов в генах с целью определения генетических повреждений (мутаций) в ДНК, которые являются причиной наследственных болезней. Получив заряд положительных эмоций и порцию новых знаний ребята закончили этот практикум.
Куратор медицинского класса Вышинская Н.И.
IV медицинский турнир школьников
С 1 по 4 апреля на базе института медицины и психологии им. В. Зельмана при НГУ проходил финальный этап IV медицинского турнира школьников, в котором принимала участие команда нашего медицинского класса "Адреналинчики" под руководством капитана Полухиной Валерии.
В состав команды входили Макарова Ирина, Мирошниченко Артём, Подоскина Софья и Петрищева Валерия.
Медицинский Турнир Школьников - командное соревнование школьников, в котором учащиеся, кроме фундаментальных знаний по химии, биологии и медицине показывают своё умение решать научные проблемы, доказывают свою правоту в форме дискуссии с другими школьниками, а также получают компетентную оценку со стороны экспертов. Турнир нацелен на развитие у учащихся среднего и старшего звена интереса к выбранной в будущем профессии врача, а также навыков грамотного и структурированного изложения своих мыслей, аргументированного доказательства своей точки зрения, независимой и взвешенной оценки.
Команды должны были подготовить решение 10 ситуационных медицинских задач:
поставить диагноз, провести дифференциальную диагностику, предложить методы лечения, профилактики и реабилитации.
В первый день состоялась жеребьёвка, в ходе которой обучающимся предстояло пройти практикум, состоящий из 5 станций, каждая из которых проверяла отдельные блоки и умения:
компьютерное тестирование, в котором вопросы были уровня 3-4 курсов медуниверситета;
сердечно-легочная реанимация – алгоритм действий при обнаружении человека без сознания и признаков дыхания и кровообращения;
десмургия и первая помощь – участники демонстрировали различные варианты наложения фиксирующих повязок и особенности первой помощи при различных ситуациях;
травматология –правильная постановка диагноза перелома костей и алгоритм помощи пострадавшему;
практическая медицина –квиз с нестандартными вопросами по медицине.
На протяжении всех этапов, начиная с приёмов оказания первой доврачебной помощи и решения ситуативных задач и заканчивая КВИЗом. В этот день наши ребята были лучшими и заняли первое место.
Затем, согласно жеребьёвке, в ходе турнирных боев ребята отстаивали свое решение, вступая в полемику с оппонентом и рецензентом из других команд. Сами выступали в ролях оппонентов и рецензентов.
Компетентное жюри, в состав которого входили преподаватели, интерны и студенты старших курсов Института В. Зельмана оценивало работу команд.
В ходе четырехдневных боев наша команда, впервые участвовавшая в такого высокого уровня конкурсе, показала достойные результаты и заняла четвёртое место, пройдя через различного рода препятствия… испытав и пережив радость успеха и горечь неудач, научились стойко выдерживать тактические ходы других команд и обходить «подводные» камни, проявив креатив и неординарность при представлении решений ситуативных задач очень сложного уровня.
Поздравляем! Желаем участникам новых достижений на пути к выбранной профессии!
Ребята приняли решение, что на следующий год они обязательно будут участвовать в этом турнире и получив опыт состязаний в подобных боях, попытаются достичь ещё более высокого результата.
Куратор медицинского класса Н.И. Вышинская
Экскурсия учащихся 10А(медицинского) класса в НГАУ
15 марта учащиеся медицинского 10А класса посетили НГАУ с целью знакомства с лабораториями биотехнологического факультета. Первой нас встретила Лисичёнок Ольга Викторовна, кандидат технических наук, доцент, ведущий преподаватель образовательной программы: «Технология продукции и организация общественного питания», проводив нас в созданный в 2018 году Исследовательский центр аквакультуры (ИЦА), включающий в себя передовые бассейновые комплексы, работающие по принципу замкнутого водообмена для содержания и выращивания рыбы и других гидробионтов. Экскурсию проводил руководитель комплекса кандидат биологических наук Севастеев Сергей Владимирович. Он рассказал, что в ИЦА осуществляется производственная лабораторная деятельность, ведутся научно-исследовательские работы и деятельность, связанная с учебным процессом Университета.
Основная цель деятельности ИЦА – содействие в подготовке обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям Биология, Зоотехния, Водные биоресурсы программам повышения квалификации и переподготовки в области индустриальной аквакультуры, а также в проведении научных исследований.
К главным задачам ИЦА относится:
– разработка и обучение технологиям воспроизводства и подращивания карповых рыб, осетровых рыб, австралийского красноклешневого рака и других объектов аквакультуры;
– совершенствование оборудования, входящего в состав установки замкнутого водообмена (в дальнейшем УЗВ), разработка автоматизированных систем управления рыбоводными процессами;
– совершенствование существующих и разработка новых методов диагностики, а также лечения заболеваний у гидробионтов;
– проведение экскурсий, научно-популярных лекций и школ-семинаров, направленных на популяризацию знаний в области экологии, физиологии и биохимии гидробионтов, экологического воспитания молодежи.
Коллективом ученых Новосибирского ГАУ при взаимодействии с компанией «ЭКОРЫБА Сибири» в 2018 г. была апробирована технология однолетнего выращивания товарного карпа в условиях Западной Сибири. Суть технологии заключается в раннем получении молоди карпа (на 2 мес. раньше традиционных сроков) в условиях УЗВ, а затем в прудовых или озерных рыбоводных хозяйствах ее доращивают до массы 800 г.
Уже несколько лет отрабатывается технология выращивания осетровых и лососевых (белуга, стерлядь), также продолжаются работы с австралийскими красноклешневыми раками и рачками (артемии) для корма рыб.
Второй лабораторией была лаборатория технологии мяса и мясных продуктов, открытая в 2018 году, в которой Рявкин Олег Валентинович, доцент кафедры познакомил с процессом изготовления мясных изделий: сосисок, сарделек, колбас, буженины и т.д.)
Ребята узнали, как и какое оборудование позволяет осуществлять полный технологический процесс, увидели различные сорта колбас, приготовленные сегодня студентами. Также он рассказал о том, что на рынке труда специалисты пищевой промышленности по производству мясных изделий в последние годы стали очень востребованы. И, если раньше это были в основном выпускники Кемеровской области, т в последние годы с ними успешно конкурируют выпускники НГАУ.
Специалист лаборатории общественного питания Тарабанова Евгения Викторовна рассказала ребятам о направлениях работы лаборатории, сделав упор на практическую сторону своей работы , в которой она участвует, это научно-исследовательская работа кафедры технологии и товароведения пищевой продукции по темам: «Разработка технологии производства мясных продуктов нового поколения с использованием биологически активных добавок животного и растительного происхождения»; «Разработка технологии и оценка потребительских свойств пищевых продуктов с использованием различных видов растительного сырья»; «Разработка рецептур и совершенствование технологии производства продуктов общественного питания».
Результаты НИР используются в выставках продуктов питания, научно-практических конференциях и в учебном процессе: курсовых и выпускных квалификационных работах, курсах лекций.
Нашим ребятам было предложено сотрудничество в этом направлении на следующий год.
В ходе экскурсии ребята получили массу положительных эмоций, расширили кругозор о факультетах НГАУ, получили интересную информацию о практической направленности в работе биотехнологического факультета университета.
Куратор Медицинского класса Вышинская Н.И.
Видео экскурсии
«От пробирки до аптеки…»
В ИЦАЭ НГТУ 4 марта состоялась встреча аудитории горожан, в которой приняли участие профильные классы естественно- научного направления нашего лицея с Романом Александровичем Князевым, кандидатом биологических наук, сотрудником НИИ биохимии Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины и Алексеем Богатыревым, начальником лаборатории фармацевтической разработки фармкомпании Renewal («ПФК Обновление») в формате Publik talk по теме «От пробирки до аптеки: как и где рождаются лекарства». Вела встречу руководитель ИЦАЭ Пашагина Н.Ю.
Эксперты со зрителями обсудили производство, стоимость, свойства лекарств и другие интересные вопросы на Public talk.
Сегодня в мире насчитывается около 10 тысяч видов лекарственных препаратов. В среднем на разработку одного препарата тратится от 1 до 2,5 млрд. долларов и около 10–15 лет. Путь от молекулы в лабораторной пробирке до лекарства в аптеке невероятно тернист и долог и проходит его не каждый кандидат.
Какие этапы проходят таблетки и микстуры, прежде чем окажутся в аптечке потребителя?
Почему они такие дорогие?
На что стоит обращать внимание при выборе дженерика?
Есть ли «хорошие» и «плохие» лекарства?
Каждый раз, приходя в аптеку, мы видите на полках сотни и даже тысячи лекарств от самых разных болезней - от головной боли до рака. Но редко кто задумывался над тем, как они создаются? Как химическое вещество с непонятным названием превращается в лекарственный препарат, который не только не вредит организму, но и, напротив, помогает ему справиться с болезнью?
Ребята из встречи узнали, каков он, путь лекарства от какого-либо химического вещества и до готовой продукции, приобретаемой в аптеке.
Разговор на публике получился очень интересный. Роман Александрович Князев рассказал, каким образом проходит исследование лекарственных препаратов в лаборатории, где он работает. Исследования проводятся не только на здоровых лабораторных животных, но животных с разными заболеваниями (сердца, почек, онкологии и даже шизофрении), которых лаборатория закупает специально. Лабораторными животными в основном являются крысы и мини пиги (свинки).
Алексей Богатырев рассказал, как какие лекарственные препараты и на каком оборудовании производятся в лабораториях фармкомпании Renewal. Также была поднята тема о взаимозаменяемых препаратах и дженериках.
Своё выступление эксперты сопровождали интереснейшими видеороликами, не оставившими равнодушными ни одного собеседника аудитории.
Экспертам была задана масса вопросов. Наши ребята также приняли активное участие в обсуждении данного вопроса. По итогам разговора экспертами были определены два самых активных и просвещённых собеседника, среди которых оказалась и ученица нашего лицея Полухина Валерия, которой была подарена книга И. Якутенко «Вирус, который сломал планету», а по окончании встречи у неё было взято интервью корреспондентом ОТС, в ходе которого он с удивлением узнал, что Лера не студентка медицинского университета, а обучающаяся средней школы. Она достойно и грамотно отвечала на его вопросы.
Ребятам очень понравилась эта встреча в формате Public talk и они будут ждать приглашения на следующие встречи, где происходит обсуждение интересных вопросов.
Куратор медицинского класса Н.И. Вышинская
20 января 2022 года состоялась очередная встреча специалистов многопрофильной клиники DUNE EGO c учащимися 8-11 профильных классов химико- биологического направления.
В гостях была Петровская Анна Владимировна, сердечно-сосудистый хирург, аритмолог, работающая по данному направлению 10 лет. Она увлекательно рассказала ребятам о своём пути в профессию, как, она выпускница Ивановской государственной медицинской академии решила стать кардиохирургом и как оказалась в Новосибирске в клинике им. Е.Н. Мешалкина.
Она познакомила ребят с основными направлениями современной кардиохирургии и их особенностями, привела пример уникальной разработки кардиохирурга Новосибирской клиники им. Е.Н. Мешалкина Литасовой Е.Н. доктора медицинских наук, профессора, академика, члена-корреспондента РАМН, заслуженного деятеля науки РФ, действительного члена Монгольской академии медицинских наук, руководителя НИИ патологии кровообращения и сердечно-сосудистой хирургии имени академика Е. Н. Мешалкина после его смерти, которая первой предложила методику охлаждения (криоконсервации) пациента при операциях на сердце.
Услышали ребята также о романтических ситуациях в практике лечащих врачей- кардиохирургов.
В клинике, где работает Анна Владимировна, осуществляется приём пациентов, их консультирование и лечение по направлениям современной диагностики:
все формы хронической ишемической болезни сердца (стенокардия, постинфарктный кардиосклероз и др.);
артериальная гипертензия;
нарушения сердечного ритма и проводимости;
пороки сердца, заболевания перикарда;
внесердечные проявления атеросклероза;
нарушения работы сердечно-сосудистой системы при других заболеваниях;
наблюдение и коррекция терапии после выписки из кардиологического стационара и кардиохирургического стационара.
Не секрет, что во всем мире, особенно в развитых странах, прогрессивно увеличивается количество патологий сердечно-сосудистой системы. Смертность от этих недугов стоит на первом месте, опережая онкологию и травматизм. Опытный сосудистый хирург способен вылечить от большинства подобных заболеваний.
Сегодня пациенту сложно разобраться, к какому врачу обратиться за помощью. В многопрофильной клинике «Dune Ego» прием и диагностику проводят первоклассные специалисты: сосудистый хирург Яковлев Дмитрий Олегович и Фомичев Алексей Вячеславович - сердечно-сосудистый хирург, к.м.н.
После лекции доктор ответила на вопросы обучающихся и дала задание к следующей лекции: разработать памятку о путях профилактики заболеваний сердца. За лучшую разработку объявлен приз- книга.
Куратор медицинского класса Н.И. Вышинская
Экскурсия в ГАПОУ СО «Новосибирский Медицинский колледж»
17.01.2022г. наш 10А медицинский класс посетил ГАПОУ СО «Новосибирский Медицинский колледж», в котором нам рассказали о таких профессиях, как зубной техник и ортопед, а также лаборант и их подготовке в медколледже.
Экскурсию о стоматологии проводила И.В. Герман. Было сразу видно, Ирина Викторовна очень любит свою профессию. Она смогла увлечь нас своим рассказом о профессии стоматолога. Мы узнали, чем отличается профессия зубного техника и ортопеда. Работа зубного техника заключается в изготовлении пластинок, спортивных и стоматологических кап, виниров, зубных имплантов, а также протезов и других компонентов протезирования и восстановления зубного ряда, функций челюсти. Ортопед-стоматолог работает с клиентом, максимально внимательно выполняя его запросы. Мы увидели уникальные протезы, которые изготовлены в лаборатории и познакомились с технологией их изготовления.
Беспалова Н.А. провела экскурсию о лабораторном медицинском анализе и профессии лаборанта. Работа лаборанта заключается в выполнении лабораторных исследований, измерении и других видов работ, а также в самостоятельной подготовке для проведения лабораторных исследований аппаратуры, реактивов, химической посуды и т.п. Наталья Александровна показала, как готовятся образцы тканей для лабораторного анализа, процедуру их изучения и постановки заключения. Мы увидели уникальные приборы по определению показателей крови и мочи, которые за несколько минут выдают более десяти показателей. Также поняли из рассказа Натальи Александровны. Что случайных людей среди лаборантов не бывает, т.к. эта профессия требует самоотдачи, терпения… и просто здоровья, чтобы качественно выполнить свою работу.
На экскурсии нам показали рабочие места, рассказали о самой работе специалистов и показали эту работу в действии. Меня больше всего заинтересовало, какую стойкость и сосредоточенность требуют эти профессии, скольким навыкам можно научиться, обучаясь здесь. Больше всего мне понравилось направление зубной техник, потому, что это творческая профессия, в которой нужны не только навыки специалиста, но и креативность.
Эта экскурсия была полезна тем, что мы до поступления в учебное заведение узнали всю суть работы, ее минусы и плюсы, а также позволила понять, интересно нам это направление или нет. Сможем мы реализовать себя в ней или нет.
От имени всех ребят класса выражаю огромную благодарность Ирине Викторовне и Наталье Александровне за профессионализм, умение заинтересовать слушателей интересным рассказом о своей профессии.
Ученица 10А медицинского класса Макарова Ирина.
В декабре на базе НИИТПМ- филиала ИЦиГ СО РАН у учащихся медицинского 10А класса состоялся очередной практикум, тема которого «Разработка врачом-диетологом рекомендаций по здоровому образу жизни с использованием дневника питания и показателей состава тела».
Врач- диетолог Тимощенко Ольга Владимировна прочла лекцию, в которой рассказала о необходимости правильного питания для сохранения здоровья.
Она отметила, что важнейшим направлением развития современной медицины является профилактическое направление и переориентация медицинской науки на изучение здорового человека и его физического состояния, изучение «резерва здоровья».
В настоящее время все более актуальной темой становится нарушение физического состояния подростков. Основными предпосылками к возникновению данной проблемы являются несбалансированное питание и снижение двигательной активности. Оценка антропометрических параметров и индексов не всегда является объективным показателем физического состояния. Для получения более достоверных данных необходимо использовать другие методы. Одним из таких эффективных методов исследования является биоимпедансный анализ состава тела. В современной медицине состав тела человека принято связывать с пищевым поведением, двигательной активностью, резервными возможностями организма. Сведения о составе тела используют для диагностики и оценки рисков развития заболеваний, построения тактики лечения и реабилитации. Под составом тела принято понимать деление массы тела на два или несколько взаимодополняющих компонента.
Биоимпедансный анализ состава тела является на сегодня единственным методом, позволяющим неинвазивно за 2-3 минуты получить данные о широком спектре компонентов состава тела. Его результаты позволяют охарактеризовать состояние белкового, липидного, водного, минерального обмена и скорость метаболических процессов. Он основан на измерении полного электрического сопротивления (импеданса) тела человека переменному току и на различиях удельного электрического сопротивления биологических тканей ввиду разного содержания в них жидкости и электролитов.
После лекции состоялся практикум, в ходе которого желающие ребята прошли диагностику соотношения массы тела и массы углеводов, белков, липидов, воды, минеральных веществ. Подоскина Софья вносила в программу компьютера данные учащихся и после их обработки ребята получили результат диагностики. Данные получились очень интересные. Ребята были в восторге от практикума. Вано Арутюнян решил на основе этого исследования написать свою исследовательскую работу.
Куратор медкласса Н.И. Вышинская
Межрегиональный творческий конкурс "Российская школа фармацевтов"
Стартовал новый, седьмой сезон Межрегионального творческого конкурса для старшеклассников Российская Школа Фармацевтов, в котором принимает участие 10А (медицинский) класс нашего лицея.
Российская Школа Фармацевтов – это профессионально-интеллектуальное состязание для учеников 10 классов общеобразовательных школ и студентов 1 курсов средне-специальных учебных заведений (после 9 классов).
Организаторы конкурса – Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет (СПХФУ) и Медико-биологический научно-производственный комплекс «Цитомед» (МБНПК «Цитомед»).
Конкурс помогает разнообразить учебный процесс и еще больше увлечь старшеклассников естественными науками, а также выявить талантливых и мотивированных ребят и дать им шанс на бесплатное обучение и именную стипендию в одном из лучших отраслевых вузов страны. Участники из больших и малых городов имеют равные возможности для участия и победы благодаря использованию дистанционных форматов проведения конкурса.
Ежегодно Российская Школа Фармацевтов проводится в три этапа. Первый тур проводится на базе учебных заведений и состоит из отборочного теста по химии и профориентационной игры «Кто хочет стать фармацевтом?».
В нашем лицее тест по трём вариантам писали ребята 15 декабря. В нём приняли участие 17 человек. 6 учащихся, набравших больше всего баллов, это Игнатенко Маргарита, Макарова Ирина, Мирошниченко Артём, Подоскина Софья, Полухина Валерия и Сампетов Георгий состязались в игре, которая состоялась 17 декабря. Игра для участников оказалась непростой. Им потребовались основательные знания по химии и биологии.
Георгию, Ирине и Маргарите не хватило одного шага, чтобы выйти во второй тур. Мирошниченко Артём успешно ответил на 11 вопросов, обеспечив себе выход во второй тур. Победителем стала Подоскина Софья, успешно ответив на все 15 вопросов используя помощь зала, право на ошибку и шанс 50 на 50.
Второй тур, в который вышли Софья и Артём, предполагает онлайн-тестирование по химии, математике и биологии. Финал конкурса проводится в Санкт-Петербурге на базе СПХФУ и обычно занимает два дня: в первый день финалисты решают теоретические и практические задачи, во второй день участвуют в увлекательной профориентационной программе. Завершает конкурс церемония награждения победителей. Учащиеся надеются, что примут достойное участие в этом региональном творческом конкурсе и получат хороший опыт в подобных конкурсах.
22 ноября обучающиеся 10А (медицинского) класса посетили Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр
22 ноября обучающиеся 10А (медицинского) класса посетили Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр департамента последипломного образования, созданый в 2011 году.
Центр располагается в отдельно стоящем двухэтажном здании на территории городской больницы №1 общей площадью 584,6 м2. Он представляет собой игровую модель симуляционного обучения, имитирующую структуру, функции, логистику и иные процессы лечебно-профилактического учреждения с помощью симуляционных технологий. На базе симуляционных клиник имитируются «логистические цепочки» движения пациента в рамках лечебно-профилактического учреждения «поступление–диагностика–лечение–выписка».
Использование симуляционных образовательных технологий в процессе подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования позволяет воссоздать реальную контролируемую ситуацию для отработки навыков оказания медицинской помощи, дает возможность многократного повторения определенных упражнений и действий, доводя их до автоматизма, и обеспечивает контроль качества оказания медицинской помощи по результатам выполнения тренинга.
Виртуальные тренажеры-симуляторы, роботы-симуляторы пациентов, манекены-имитаторы пациентов позволяют организовать обучение в различных клинических ситуациях, в том числе моделировать редкие клинические сценарии, а также предполагают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.
В ходе экскурсии ребята увидели множество разных кабинетов и моделей, созданных для отработки самых разных навыков. Приятно было видеть действительно современное оборудование, позволяющие минимизировать работу будущих врачей с реальными больными без потерь.
Экскурсия началась со стоматологических тренажёров, на которых ребята испытали себя в качестве стоматологов. Затем познакомились с гинекологическим комплексом.
Они попробовали себя в качестве врачей, проводящих УЗИ, попытались увидеть плод, послушали сердцебиение, прощупали пульс (все тренажёры настраиваемые, что позволяет понять, как выглядит патология). Особенно их впечатлила сердечно-лёгочная реанимация и робот… Вадим Подлепин пытался оживить робота Анну, стараясь ровно держать руки и не задыхаться, находя нужный ритм. Эффективность составила 36%. Экзамен бы не был зачтён, но после повторной консультации врача пациентка, была спасена. Пусть это был и манекен, но, когда всё заканчивается, ребята задумались, а что было бы, если бы это был живой человек? Что было бы, если бы не спасли? Что было бы, если бы под твоими руками кто-то умер, потому что ты не можешь правильно сделать сердечно-лёгочную реанимацию? А чего стоит робот, который потеет и плачет, стонет от боли…
Ребята посмотрели практикум студентов 3-4 курсов, на котором отрабатывались навыки наложения швов на биоматериалах.
Закончилась экскурсия знакомством с инструментами для проведения лапароскопических операций, проводящихся через отверстие в брюшной стенке при помощи оптической системы лапароскопа. Операция осуществляется под контролем эндовидеокамеры, изображение с которой транслируется на цветной монитор с шестикратным увеличением, при помощи специальных инструментов, вводимых внутрь через небольшие отверстия – проколы диаметром около 5 мм.
Эти выезды оставляют не только полезные знания, полученный практический опыт… Главное на сегодня, они приносят ещё и положительные эмоции и помогают решить, а правильно ли я поступаю, решив в будущем связать своё будущее ремесло с профессией врача…
16 октября отмечается День анестезиолога- реаниматолога.
Ребята медицинского класса приняли участие в практикуме, посвящённом Дню борьбы с внезапной остановкой системы кровообращения.
Что мы знаем о работе врача-анестезиолога-реаниматолога? Наверное, большинство представляет себе доктора, который одним уколом отключает наше сознание перед операцией и бесследно исчезает. Однако функции анестезиологов-реаниматологов гораздо шире, и об этом ребята узнали на практикуме.
Для учащихся была проведена краткая лекция и мастер-классы по оказанию первой помощи.
Оказывается, анестезиологи-реаниматологи обладают обширными знаниями в области психологии, физиологии, патофизиологии и фармакологии. В их руки попадают пациенты с различными диагнозами, и чтобы помочь им, необходимо знать все о критических состояниях в смежных медицинских специальностях.
После проведённых мастер-классов учащиеся на манекенах отрабатывали приёмы оказания первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и сердцебиения, освобождения инородного тела из трахеи. Рассмотрели устройство и принцип работы дефибриллятора при восстановлении сердечной деятельности.
Также для них была проведена обзорная экскурсия по ознакомлению с манекенами симуляционного центра медколледжа.
Учащиеся получили в ходе проведённого Дня анестезиолога- реаниматолога не только много полезной информации, необходимой в жизни, но и практически прикоснулись к профессии анестезиолога- реаниматолога.
7 октября 2021 обучающиеся медицинского класса посетили НИИ терапии и профилактической медицины.
В 2021 году на базе МБОУ Лицей №113 открыт 10 А- медицинский класс с целью развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинских профессиях, для оказания помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.
Администрация лицея заключила ряд договоров сотрудничества с медицинскими учреждениями города с целью знакомства обучающихся с медицинскими профессиями.
В рамках этого проекта 7 октября 2021 обучающиеся посетили НИИ терапии и профилактической медицины.
Для учащихся была проведена лекция, в ходе которой их ознакомили с историей становления медицины с античных времён до нашего времени, а также с методами клинической диагностики.
Затем состоялся практикум «Наука и медицина. Особенности проведения клинических исследований», на котором сотрудники института провели мастер- классы по методике проведения клинической диагностики состояния организма, а затем обучающиеся с их помощью проводили обследование одноклассников. Были освоены такие методы, как
- измерение артериального давления;
- сделаны кардиограммы;
- определён индекс массы тела
- величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно судить о том, является ли масса нормой или есть отклонения;
- определена сила скелетной мускулатуры посредством динамометрии кисти с помощью динамометра.
15 апреля 2021 года для группы медицинского класса была проведена экскурсия в поликлиническое отделение ГКБ №2. Экскурсию проводила старшая медицинская сестра отделения Галушко Ольга Викторовна.
Она познакомила учащихся с принципами организации работы поликлиники, с ее структурой и значением. Учащихся познакомили с работой лабораторий поликлиники: клиническая, генетическая, цитологическая, гематологическая. Также показали организацию работы дневного стационара, амбулаторного онкологического центра, центра здоровья.
18 февраля и 8 апреля 2021 года учащиеся 10А класса посетили мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр.
Ребята познакомились с биороботами, современными медицинскими тренажерами. Именно в этом центре все врачи региона проходят аттестацию, а выпускники Мед.университета сдают государственные экзамены.
1 декабря 2020 года состоялась встреча учащихся медкласса с проректором НГМУ Бакулиным К.А. Он еще раз объяснил основные цели организации таких классов. Многое рассказал о своем жизненном пути, об учебе в медицинском институте. О своей работе и в больнице, и в экспедиции в Антарктиду, и на должности проректора. Беседа была очень интересной и неформальной.
Ученики нынешнего 11А класса прошли в прошлом году хорошую подготовку в медицинском классе на базе ГКБ№2. Их выбор профессии осознанный. Несколько человек после занятий в медклассе решили сменить свой профиль, выбрали другие вузы для поступления. В этом учебном году мы пока ограничены условиями пандемии, но работа не стоит на месте. Учащиеся 10 класса посетили всем знакомый школьный медицинский кабинет, поговорили с нашим медработником Людмилой Валерьевной. Беседа была интересной и содержательной.
Медицинский класс ставит своей главной целью – профориентацию, осознанный выбор профессии.
Особенно такой трудной и сложной, как профессия врача. Пять человек из 11А класса, посещавшие занятия медкласса в прошлом году, поступили в медицинские вузы.
Афонина Елизавета – НГМУ, фармацевтический факультет
Пашаева Фатима– НГМУ, педиатрический факультет
Подлипалина Анастасия – СПбГМУ, лечебный факультет
Хромин Дмитрий – НГМУ, лечебный факультет
Черкосьянова Валерия - НГМУ, лечебный факультет
В 2020 - 2021 учебном году в медицинском классе занимаются 20 человек. Это 6 учащихся 11А класса и 14 учащихся 10А класса.
Отзывы родителей о проекте
Хочу выразить благодарность администрации лицея, директору-Ануфриевой Татьяне Викторовне и классному руководителю, преподавателю биологии Субботиной Ольге Васильевне, за организацию медицинского класса для наших детей. Это неоценимая помощь ученикам и их родителям в выборе профессии.
Каждый ученик может прикоснуться к медицине, понять - это вдохновляет его или все же лучше попробовать другую профессию. Ведь принять решение, что медицина-это не мое, на 1м или 2-3 курсе -это очень тяжело и для студента и для родителей, потерянные годы и моральная травма. Потому очень благодарна лицею за организацию столь сложного проекта.
Отдельная благодарность нашему классному руководителю и прекрасному педагогу по биологии, Ольге Васильевне, за ее трудоголизм, профессионализм, умение работать с детьми, поддерживать их, строить с ними доверительные отношения, вдохновлять и вселять надежду на будущее. За то, что, при своей занятости в учебном процессе, она находит время и желание сопровождать наших детей в больницы, лаборатории, университет и вместе с ними жить этой "медицинской" жизнью.
Я, как врач, и не представляла себе в 10м классе - каково это быть доктором, а у моего сына есть такая возможность. Прийти в больницу, где к нему относятся с уважением, подсказывают и помогают, как настоящему студенту, учат, объясняют и не только, даже на операции есть возможность сходить, поработать на симуляторах, волотером в различных отделениях. Пообщаться с докторами, с самим главным врачом - Шпагиной Л.А, прекрасным организатором здравоохранения, лектором и просто принципиальным человеком с особым отношением к званию " врач"..., знаю это не по-наслышке, а лично имела честь учиться в свое время у Любови Анатольевны. И все это еще в 10 м классе - ну, разве,это не здорово!
Отдельная благодарность коллективу сотрудников ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница № 2" за теплый прием детей, за серьезность подхода, за то, что в своей загруженной практике находят время и желание готовить наших детей к столь не простому решению!
Очень надеюсь, что данный проект "медицинский класс" будет в дальнейшем развиваться, приобретет еще большую многогранность и сложность, поднимет рейтинг лицея и, главное, поможет нашим детям в выборе профессии.
Мама ученика 10 А класса Лубских Н.Н.
Шпагина Любовь Анатольевна, главный врач больницы, провела для учащихся экскурсию по региональному онкологическому центру. Показала уникальное оборудование: МРТ-томограф, УЗИ аппарат экспертного класса. Рассказала о сложности оборудования, о необходимости постоянно повышать профессиональное образование.
14 марта учащиеся медкласса приняли участие в качестве волонтеров при проведении в поликлинике №2 акции «Сердечная суббота». Они помогали пришедшим на обследование людям: сопровождали по кабинетам, помогали с навигацией по поликлинике, проводили анкетирование.
19 и 26 февраля учащиеся медкласса посетили большие операционные ГКБ№2.
19 февраля ученики 11 А класса присутствовали при проведении операций в гинекологической операционной.
26 февраля ученики 10А класса присутствовали при проведении операций в травматологической и хирургической операционных.
Аттестационно-симуляционный и аккредитационный центр НГМУ является крупнейшим за Уралом. Оборудование этого центра позволяет студентам старших курсов отработать основные профессиональные навыки. Различные роботы, компьютерные программы, муляжи используются и для повышения квалификации уже работающих врачей. Многие роботы уникальны, программы очень сложные. Все это оборудование обслуживают инженеры и программисты.
Учащиеся медкласса посетили большинство лабораторий центра на экскурсии 5 февраля. В некоторых они поработали на биороботах, подержали в руках настоящее медицинское оборудование. Фотографировать разрешено не везде.
15 января учащиеся медкласса посетили гематологический центр при ГКБ№2. Они познакомились с работой трансфузионного кабинета. Узнали о правилах изготовления и хранения компонентов крови. Также на практике научились определять свою группу крови.